22.11.2017
Недавняя ситуация с Викой Газинской и американским художником Брэдом Троемелом, осудившим российского модельера за неправомерное использование его работ, вновь затронула больную тему: есть ли разница между вдохновением и плагиатом? На обвинения в краже идей сегодня приходится отвечать не только масс-маркет-гигантам, продающим главные мастхэвы раз в 20 дешевле, чем дизайнерские оригиналы, но и многим люксовым брендам. В этом году претензии звучали в адрес таких именитых Домов, как Gucci, Calvin Klein, Dolce&Gabbana, Chanel и многих других. Выясняем, кто у кого «своровал» и так ли уж это криминально.

«Время талантов и гениев прошло?» — именно таким вопросом задаются интернет-пользователи после завершения очередной Недели моды. Эффект дежавю возникает при просмотре каждой второй коллекции, а в главных мастхэвах сезона угадываются хиты прошлых лет. Дефицит новых идей у современных модельеров ощущается все острее, а обвинения в плагите звучат все чаще.

Можно осуждать дизайнеров за воровство образов… или же посмотреть на эту ситуацию с другой стороны. Копии способны стать частью своеобразной просветительской миссии. Узнали бы нынешние фэшэнисты о гениальном Джеффри Бине, если бы Фиби Фило не показала в осенне-зимней коллекции Celine 2013 года пальто один в один похожее на то, какое в свое время создал этот художник? То же можно сказать и про оранжевый кейп Calvin Klein, скопированный с работы американского дизайнера Бонни Кэшин 1976 года. Благодаря поднявшемуся хайпу многие загуглили имя этого модельера и смогли впервые познакомиться с ее внушительным вкладом в мировую fashion-индустрию. Ради справедливости отметим, что и Фиби Фило, и Раф Симонс не стали отрицать сходство копии с оригиналом и в очередной раз высказали свое почтение таланту предшественников. А Алессандро Микеле так вообще пригласил портного, у которого «позаимствовал» дизайн бомбера, сняться в новой рекламе Gucci, запустил с ним коллаборацию и оплатил реконструкцию его ателье в Гарлеме!

Современная мода базируется на цитатах — и это нормально. В конце концов, все уже давно было придумано, и вряд ли кому-то удастся изобрести что-то новое.

Впрочем, неравнодушные не унимаются, и мы не можем с ними не согласиться. Одно дело, когда дизайнеры заимствуют идеи 15-летней давности, и совсем другое, когда копируют вещи из коллекций своих нынешних конкурентов. За примером далеко ходить не надо. Сентябрь 2017-го. Париж. Последний день Недели моды. Новую работу для Дома Louis Vuitton представляет Николя Гескьер. Пока одни редакторы строчат восхищенные комментарии в своих нарядных Инстаграмах, другие скептически подмечают, что расшитые золотом камзолы и жаккардовые сюртуки подозрительно напоминают те, что были представлены в кутюрной коллекции Christian Dior 2014 года.

И, кстати, Доменико Дольче и Стефано Габбана так до сих пор так и не прокомментировали очевидную похожесть сумок их бренда и клатчей, созданных Ульяной Сергеенко в 2015-м, но на весь мир громко заявили о том, что Карл Лагерфельд украл их идею для одной из последний коллекций Chanel.

Примеров подобного найдется немало, и большая часть их них обнаружена создателем анонимного Инстаграм-аккаунта Diet Prada. Она или он (до сих пор неизвестно, кто именно ведет микроблог) делает коллажи с очень похожими моделями и сопровождает их информацией — кто и в каком сезоне показал вещи. Некоторые «обвинения» автора весьма надуманны и сомнительны, однако рассматривать эти сравнения весьма любопытно.